Мониторинг и контроль качества образования

Туракулова Лабара Рахматуллаевна

зав. отделом Мониторинг и контроль качества образования института Мардана Сапарбаева,кандидат экономических наук,
E-mail: labara_80.05@mail.ru

Отдел Мониторинга и контроля качества образования создан для обеспечения накопления информации о системе качества образования, обработки и анализа конкретного состояния в системе контроля качества образования и для организации подготовки к процедурам всесторонней оценки деятельности института.
Основные задачи отдела:
1. Постоянный и систематический контроль качества образования института позволяет отслеживать уровень удовлетворения образовательных потребностей, динамику качества преподавания, эффективности управления качеством образования и эффективности методического обеспечения учебного процесса.
Основные функции отдела контроля качества и контроля качества образования института:
1. Сбор информации, анализ и систематизация о деятельности института в сфере качества высшего образования.
2. Организация обследования сотрудников, преподавателей института по улучшению качества образования.
3.Организация опросов для определения удовлетворенности работодателей уровнем подготовки выпускников.
4. Регулярно проводит проверку качества знаний отделов образования института и проводит мониторинг выполнения планов, корректировка их действий и согласования их результатов.
5. Анализ удовлетворенности учебным процессом через участников анкетирования.
Положение мониторинг и контроль качества образования
Анализ средних показателей результатов ВОУД по ВУЗам ЮКО

анкетирования

Просим Вас принять участие в республиканском социологическом исследовании по изучению социального настроения студентов и рисков возникновения недобросовестных практик в сфере высшего образования. Для ответа на вопросы анкеты необходимо внимательно прочитать вопрос и все варианты ответов. Выбрать среди ответов тот или те, которые Вам подходят и отметить их в соответствующем значении. Результаты исследования будут обработаны и представлены в обобщенном виде. Мы гарантируем конфиденциальность Вашего личного мнения. Просим полностью ответить на все вопросы данной анкеты. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeHkiSuccAjzUeC8An6vcY9ezI-bVa9wFhWutTSZ45VARMFmg/viewform

Анкета для студентов высших учебных заведений
Дорогой студент! Министерство образования и науки Республики Казахстан проводит социологическое исследование, посвященное изучению фактров коррупции в ВУЗах Казахстана и просит принять участие в нашем анкетировании. Цель исследования: выявление коррупционных фактов в высших учебных заведениях Анкетирование анонимное, т.е. фамилия и другие данные не указываются. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте правильные ответы. Кроме того, Вы можете дописать свой вариант ответа. Заранее благодарим за участие в анкетировании! https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfM3ZWYjt9X9OTvahlXjDwhv_0YJrzWsg3Zwy9MZlVfvrMlZQ/viewform
Анализ удовлетворенности работодателей организацией учебного процесса и качеством обучения
В целях определения условий создания благоприятной среды для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда проведены 2 опроса:
— опрос работодателей о качестве подготовки выпускников института Мардана Сапарбаева .
Результаты онлайн-опроса работодателей института Мардана Сапарбаева

Целевая аудитория: работодатели
Опрошены: 23 респондентов (из 23 организаций)
Период проведения анкетирования: октябрь 2020 г.
Опрос проведен с целью дальнейшего повышения качества профессиональной подготовки обучающихся института.
Задачи исследования:
 выявить степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МСИ;
 выявить слабые стороны подготовки выпускников;
 получить рекомендации от работодателей по развитию компетенций обучающихся.
Предложенная работодателям анкета включала 10 вопросов.
Анализ ответов показал следующее.
1. Оцените, пожалуйста, качество подготовки кадров Института Мардана Сапарбаева

46 % респондентов оценило качество подготовки выпускников МСИ на «отлично»,
43% — «хорошо», вариант ответа «удовлетворительно» выбрало 11% респондентов.

Рис. 1. Оценка работодателями качества подготовки кадров МСИ

2. Оцените, пожалуйста, качество подготовки кадров Института Мардана Сапарбаева в сравнении с выпускниками других вузов, работающих в Вашей организации
Рис. 2. Качество подготовки кадров Института Мардана Сапарбаева
в сравнении с выпускниками других вузов, работающих у работодателей
65% работодателей считают, что выпускники МСИ более профессионально подготовлены по сравнению с выпускниками других вузов, 16% респондентов, что студенты МСИ находятся на одинаковом уровне подготовки с выпускниками других вузов, 1% респондентов — выпускники МСИ слабее других и 18 % — затруднились ответить.
3. Оцените, пожалуйста, уровень следующих профессионально значимых навыков и компетенций выпускников МСИ по шкале
Табл. 1. Оценка работодателями уровня профессионально значимых навыков и компетенций выпускников МСИ
65% работодателей считают, что выпускники МСИ более профессионально подготовлены по сравнению с выпускниками других вузов, 16% респондентов, что студенты МСИ находятся на одинаковом уровне подготовки с выпускниками других вузов, 1% респондентов — выпускники МСИ слабее других и 18 % — затруднились ответить.
3. Оцените, пожалуйста, уровень следующих профессионально значимых навыков и компетенций выпускников МСИ по шкале
Табл. 1. Оценка работодателями уровня профессионально значимых навыков и компетенций выпускников МСИ
4. 83,6% работодателей полностью удовлетворены качеством подготовки выпускников. 16,4% работодателей удовлетворены частично качеством подготовки частично
5. (79,3%) полностью удовлетворены результатами сотрудничества с институтом . Показатель опроса 2019г. – 74,9%, показатель опроса 2018 г. – 72%.).
6. Наиболее частыми основаниями сотрудничества работодателей с институтом являются
— качество подготовки выпускников (71,4%)
— ведется долговременное сотрудничество (64,3%)
— институт активно проявляет инициативу по сотрудничеству в рамках трудоустройства (50%)
— наличие договора (50%)
7. При ответе на вопрос «Что следует улучшить в подготовке выпускников института», большинство работодателей указали:
— повысить уровень практической подготовки (57,1%)
— повысить навыки производственной дисциплины (57,1%)
— повысить навыки саморазвития и самообразования (28,6%)
— повысить уровень теоретической подготовки (28,6%)
— повысить уровень общей культуры (14,3%)
Проведенное исследование показало следующее:
 Работодатели выделяют выпускников МСИ среди выпускников других вузов по уровню профессиональной подготовки. Вместе с тем отмечают необходимость увеличения практикоориентрованных занятий/ производственных практик, занятий на овладение профессионального иностранного языка и в целом на знание отраслевой специфики.
 Наряду с позитивными отзывами работодателей об уровне развития навыков и компетенций выпускников МСИ, необходимых в трудовой деятельности, имеются предложения о необходимости развития у выпускников способности к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях, а также повышения уровня общей культуры, развития письменной деловой компетенции.
 Работодатели, отмечая высокий уровень профессиональной компетенции ППС МСИ, считают целесообразным ведение отдельных дисциплин практиками с производства.
 Предлагается периодически обновлять технический парк и лаборатории института для реализации образовательных программ. Развивать стартапы в области технического творчества с участием не менее 50% студентов.
Таким образом, при обучении студента необходимо обратить внимание на формирование не только базы профессиональных знаний, но и базы актуальных личностных компетенций, востребованных на рынке труда.